Виды умственной отсталости у детей

Содержание

Умственная отсталость — типы, степени, причины, симптомы и особенности отклонений в развитии (95 фото и видео)

Виды умственной отсталости у детей

Умственной отсталостью называют поражение ЦНС, при котором происходит иное развитие человека с нарушением познавательной деятельности. В результате человек испытывает значительные затруднения с решением элементарных задач, у него происходит торможение общего развития и проблемы во взаимодействии со сверстниками.

Важно вовремя распознать этот диагноз для того, чтобы не подвергать больного ребенка наказаниям и еще большему стрессу.

Характеристика умственной отсталости

К симптомам данной патологии относят:

  • Недоразвитость моторики.
  • Сильные нарушения речи, затруднения в составлении предложений.
  • Замедление или полное отсутствие мышления.
  • Плохая ориентация в пространстве.
  • Сильная возбудимость, или наоборот — торможение.
  • Плохая память и концентрация внимания.

Причины умственной отсталости

К причинам возникновения такой патологии у ребенка относят:

  • Интоксикацию женщины препаратами во время вынашивания плода.
  • Перенесение тяжелых инфекционных болезней во время беременности женщины.
  • Дистрофия матери во время беременности.
  • Различные травмы плода во время вынашивания или во время родовой деятельности. Они могут возникнуть во время сдавливания головы новорожденого или при быстрых родах с участием щипцов.
  • Заражение плода глистами.
  • Наследственный фактор имеет большое значение. К примеру, число хромосом определяет болезнь Дауна, при которой их количество превышено на одну единицу.
  • Воспалительные заболевания мозга плода.
  • Нарушение обмена белков в детском организме может привести к развитию тяжелой формы заболевания.
  • Загрязнение окружающей среды.
  • Употребление матери алкогольных и наркотических веществ во время вынашивания плода.

Все эти причины могут привести к возникновению данной патологию. Женщине, которая вынашивает ребенка, нужно внимательно следить за своим здоровьем для избежания возникновения отсталости у своего будущего чада.

Степени заболевания

Выделяют несколько вариантов умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая степень. Расскажем о них чуть подробнее.

Легкая умственная отсталость нередко подразумевает дебильность. Это слово ошибочно вошло в запас отечественных граждан в качестве ругательства, однако в сущности оно подразумевает лишь особенности развития.

Дебилы могут учиться в одном классе с другими детками и почти ничем не отличаться от них, разве что вялостью и отсутствием инициативы. Такой ребенок может достичь успехов в случае правильного воспитания.

Умеренная степень умственной отсталости называется имбецильностью. Такие дети обучаются с трудом и имеют скудный словарный запас (около трехсот слов). Они могут учиться дома или в специальных школах и в результате получить базовые знания. Навыками самообслуживания имбецилы обладают вполне хорошо.

Глубокой степенью отсталости называют идиотией. Идиоты неспособны адекватно мыслить и разговаривать, обращенной к ним речи они вовсе не понимают.

Такие дети не могут самостоятельно ухаживать за собой, и поэтому нуждаются в постоянной помощи от родителей.

Такие больные не всегда отличают «своих» от «чужих», и могут испытывать только базовые эмоции: удовольствие и неудовольствие. В последнем случае негодование выражается сильным криком и агрессией.

Правила обучения отсталых детей

При легкой умственной отсталости учебный план обычной школы может соблюдаться. Ребенок способен осваивать базовые знания и неплохо адаптироваться в социуме.

Можно занять ребенка дополнительными репетиторами, однако в этом пункте важно не переусердствовать и не вызвать у чада стресс и переутомление, которые могут усугубить психическое состояние ученика.

Дети со средней степенью умственной отсталости могут обучаться в специализированных школах или на дому, и таким образом освоить все необходимые знания.

Такой ребенок может самостоятельно осуществлять такие дела, как подметание или уборка, и хорошо освоить программу 3-4 класса обычной школы.

Вывод

Обучение детей с умственной отсталостью первого и второго типа должно проводиться без сильного нервного напряжения для того, чтобы чадо не испытывало неприязни к школе и самому процессу познания. Важно создать ему мотивацию для обучения в школе.

Фото умственно отсталых детей

Помогите проекту, раскажите друзьям:    

Источник: https://detkiexpert.ru/umstvennaya-otstalost/

Классификация умственной отсталости

Виды умственной отсталости у детей

Определение 1

Умственная отсталость – это недоразвитость в интеллектуальном плане, вызванная нарушениями функционирования центральной нервной системы или физиологическими недостатками в коре головного мозга.

Умственные возможности человека при наличии указанные повреждений не могут быть развиты. Они имеют определенный порог, за пределы которого личность не может выйти. Интеллектуальное развитие оказывается ограниченным биологическими параметрами.

Замечание 1

Как правило, умственная отсталость развивается вследствие врожденных факторов. В некоторых случаях, она может стать последствием получения черепных травм, развития сосудистых нарушений и иных факторов, оказывающих воздействие на функционирование головного мозга

Лечению данное заболевание не поддается. Это связано с тем, что головной мозг необратимо повреждается либо имеет врожденные особенности строения, что может вызвать сложные нарушения психики и нервных процессов.

Умственная отсталость является статичным и постоянным заболеванием. В большинстве случаев оно не прогрессирует и не регрессирует.

Если заниматься развитием ребенка, при наличии у него заболевания в неярко выраженной форме, вполне можно сгладить его проявления и адаптировать ребенка к социальной жизнедеятельности.

  • Курсовая работа 400 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.

Заболевание диагностируется посредством изучения истории заболевания и параметров индивидуального развития.

В медицинских учреждениях проводится врачебная диагностика, исследуется психическое состояние личности, а также проводится обследование педагогического характера.

Эта система процедур дает возможности выявить трудности в развитии ребенка и определить потенциальные возможности его развития.

Проведенная диагностика должна помочь поставить точный диагноз заболевания, отражающий следующие показатели:

  1. Уровень психического развития ребенка, особенности работы его познавательной области. Дать оценку психического состояния и выявить нарушения в развитии, чтобы определить степень умственной отсталости.
  2. Структура отклонения в развитии. Производится анализ и оценка развития мыслительной деятельности, внимания, памяти, речевые навыки. Проводится сравнительный анализ этих показателей с существующими нормативными значениями, а также проводится качественный анализ этих параметров.
  3. Проверка наличия физических и психических отклонений в развитии.
  4. Уровень социальной развитости, адаптивные возможности.

В процессе диагностики проводится выявление механизма появления и развития заболевания.

Традиционная классификация умственной отсталости

Традиционная классификация умственной отсталости выявляет ее степень по тяжести и формам проявления клинических признаков этого расстройства. В нее включены три степени развития умственной отсталости:

  1. Дебильность – легкая форма проявления заболевания, клинические признаки которой проявляются достаточно слабо, поэтому диагностировать ее относительно сложно. Дети, с данной формой заболевания могут быть обучены по специальным программам обучения.
  2. Имбецильность – средняя форма проявления умственной отсталости. Такие дети не подвергаются обучению достаточно сложно, только частично. Они могут освоить простые трудовые навыки. Их приучают к адекватному поведению в обществе.
  3. Идиотия – тяжелая форма проявления заболевания. В данном случае, развитие интеллекта ребенка находится на нулевом этапе, а также могут иметься разнообразные отклонения в психическом развитии. Такие дети относятся к категории необучаемых. Для них создаются специализированные учреждения, в которых осуществляется их проживание и уход.

Классификация умственной отсталости по М. С. Певзнеру

Ученым-педагогом М. С. Певзнером была предложена классификация умственной отсталости, учитывающая этиологическую и патогенетическую специфику проявления заболевания. Она включает в себя пять основных форм:

  1. Неосложненная олигофрения. Проявление заболевания характеризуется устойчивыми показателями функционирования нервных процессов, стабильным и относительно нормальным поведением, которое, в большинстве случаев не отличается от нормально развитых детей. Сложных отклонений в психике у данной группы не имеется. Аналитическая деятельность остается нормально развитой.
  2. Олигофрения с нейродинамическими отклонениями. Функционирование нервной системы в данном случае не является нормальным и стабильным. Человек оказывается подвержен периодическим возбуждениям или торможениям. Поэтому поведение отклоняется, нарушаются эмоциональные процессы и подвергаются отклонениям волевые способности. Способность к обучению данных детей является достаточно слабой.
  3. Олигофрения с дисфункцией чувственных анализаторов. Она возникает вследствие поражения отделов головного мозга, приводящим к нарушению слуха, зрения, опорно-двигательных процессов, функционированию речевого аппарата.
  4. Олигофрения с психопатологическими нарушениями. Поведение таких личностей характеризуется ненормальным, нестабильным поведением, которое они не способны самостоятельно контролировать. Они могут вести себя неадекватно и асоциально, импульсивно и агрессивно. Их социальная адаптация проходит достаточно сложно.
  5. Олигофрения на фоне ярко выраженной лобной недостаточности. Она развивается из-за повреждений лобной доли коры головного мозга. Дети с данным заболеванием не могут нормально развиваться. Невозможно заставить их проявлять инициативу или действовать целенаправленно. Самостоятельно жить в социуме они не приспособлены. Кроме того, у них наблюдаются отклонения в функционировании речевого аппарата.

Современная классификация умственной отсталости

На текущем этапе общественного развития умственная отсталость по международным параметрам оценки классифицируется на следующие виды:

  1. Легкая степень. Она характеризуется незначительными отклонениями в развитии, которые позволяют вполне нормально обучаться и строить коммуникативные взаимоотношения в обществе. Они способны к общественной адаптации, усвоению норм социума, освоению простых профессиональных направлений деятельности. Умственно отсталые дети с легкой степенью нарушения легко ориентируются в пространстве, не имеют нарушений с памятью, речью и мыслительной деятельностью.
  2. Умеренная степень. Она характеризуется достаточно выраженными интеллектуальными нарушениями. Обучение и способности к нему у детей оказываются слабо развитыми. В окружающем мире они ориентируются очень плохо. Развитие самостоятельности у них практически не возможно. Наблюдаются речевые нарушения, как с произношением, так и с пониманием. Если подобрать специализированную программу, то возможно обучить их элементарным трудовым навыкам. Но жить самостоятельно они вряд ли окажутся способны.
  3. Тяжелая форма. Интеллектуальная деятельность характеризуется ярко выраженными дефектами. Дети характеризуются нарушением внешности, поведения, наличием соматических заболеваний, нарушениями пространственной ориентации и во времени. Обучение их возможно только по специальным программам, но оно не всегда способно принести должный эффект.
  4. Глубокая форма. Данная форма характеризуется практически полным отсутствием интеллектуального развития, отклонениями в физическом и психическом развитии, наличием соматических нарушений, сбоями в эмоционально-волевой области деятельности. Дети считаются необучаемыми, поскольку они не способны к элементарным мыслительным операциям и характеризуются совершенно неразвитой речью.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/klassifikaciya_umstvennoy_otstalosti/

Причины, симптомы и лечение умственной отсталости

Виды умственной отсталости у детей

Расстройства психического развития

22.11.2017

8.5 тыс.

5.7 тыс.

5 мин.

Умственная отсталость (УО) – нарушение психики, интеллектуальной и поведенческой сферы органической природы. Это заболевание возникает в основном из-за отягощенной наследственности.

Существует несколько степеней болезни, каждая из которых характеризуется специфическими симптомами и их выраженностью. Диагноз устанавливается врачом-психиатром и психологом.

Назначаются медикаментозное лечение и психологическая помощь.

Умственная отсталость (олигофрения)– стойкое необратимое нарушение интеллекта и поведения органического генеза, которое бывает врожденным и приобретенным (в возрасте до 3 лет).

Термин «олигофрения» ввел Э. Крепелин. Существует большое количество причин возникновения и развития умственной отсталости.

Чаще всего олигофрения появляется из-за генетических нарушений или отягощенной наследственности.

Отклонение в психическом развитии возникает по причине негативного влияния на плод во время беременности, недоношенности и поражений головного мозга.

В качестве факторов появления этого недуга можно выделить гипоксию ребенка, алкогольную и наркотическую зависимость матери, резус-конфликт и внутриутробные инфекции.

На возникновение олигофрении влияет педагогическая запущенность (нарушение развития, обусловленное недостаточностью воспитания, обучения), асфиксия и родовые травмы.

Основная характеристика умственной отсталости заключается в том, что происходит недоразвитие познавательной деятельности и психики. Отмечаются признаки нарушения речи, памяти, мышления, внимания, восприятия и эмоциональной сферы. В некоторых случаях наблюдаются двигательные патологии.

Умственные нарушения характеризуются снижением способности к образному мышлению, абстрагированию и обобщению. У таких пациентов преобладает конкретный тип рассуждений. Отмечается недостаточность логического мышления, что влияет на процесс обучения: дети плохо усваивают грамматические правила, не понимают арифметические задачи, с трудом воспринимают абстрактный счет.

У пациентов наблюдается снижение концентрации внимания. Они легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении заданий и действий. Отмечается снижение памяти. Речь скудная, наблюдается ограниченный словарный запас. Пациенты в разговоре используют короткие фразы и простые предложения.

Наблюдаются ошибки в построении текста. Отмечаются дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой она присутствует. При тяжелой пациенты не могут читать или распознают буквы, но не понимают смысл текста.

Дети начинают говорить позднее сверстников, плохо воспринимают чужую речь.

Критика к своему состоянию здоровья снижена. Отмечаются трудности в решении бытовых вопросов. В зависимости от степени выраженности заболевания наблюдаются проблемы в самообслуживании. Такие пациенты отличаются внушаемостью со стороны других людей. Они с легкостью принимают необдуманные решения.

Физическое состояние людей с олигофренией отличается отставанием от нормы. Эмоциональное развитие пациентов также заторможено. Отмечается обеднение мимики и проявлений чувств. Наблюдается лабильность настроения, т. е. резкие его перепады.

В некоторых случаях отмечается преувеличенность ситуации, отсюда – неадекватность эмоций.

Особенностью умственной отсталости является также то, что у пациентов наблюдаются патологии развития. Отмечается неравномерность различных психических функций и двигательной активности.

Выраженность симптомов зависит от возраста. Преимущественно признаки этого недуга хорошо видны после 6-7 лет, т. е. когда ребенок начинает обучаться в школе. В раннем возрасте (1-3 года ) проявляется повышенная раздражительность. У пациентов наблюдаются замкнутость и отсутствие интереса к окружающему миру.

Когда здоровые дети начинают подражать действиям взрослых, страдающие умственной отсталостью еще играют, осуществляя знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование не привлекают пациентов или проходят на примитивном уровне.

Обучение детей с умственной отсталостью элементарным действиям занимает гораздо больше времени по сравнению со здоровыми. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер, т. е. пациенты сохраняют в памяти только яркую и необычную информацию.

Существуют две типологии умственной отсталости по степени выраженности. Традиционная выделена отечественными учеными, а по МКБ-10 (международной классификации болезней десятого пересмотра) осуществлена благодаря специалистам из большого количества стран. Во врачебной практике преимущественно используют международную.

Согласно МКБ-10, выделяют 4 степени тяжести умственной отсталости, которые отличаются друг от друга симптомами и их выраженностью:

  • легкая (IQ 50-70);
  • умеренная (IQ 35-50);
  • тяжелая (IQ 20-35);
  • глубокая (IQ менее 20 ).

Согласно традиционной классификации, выделяются три вида умственной отсталости:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотизм.

Внешность людей, страдающих умственной отсталостью

Дебильность – легкая стадия умственной отсталости. Такие пациенты способны к обучению, обладают навыками самообслуживания. При правильном воспитании они достигают хороших успехов в деятельности.

Дебилы учатся в обычных общеобразовательных классах, их трудно отличить от здоровых сверстников. У них отмечаются медлительность и малоинициативность. Они легко подражают взрослым.

Наблюдается неспособность подавлять свои влечения, их поступки непредсказуемы.

Имбецильность – средняя степень олигофрении. У таких пациентов отмечаются трудности в обучении. Речь имбецилов односложна. Отмечается ограниченный словарный запас (200-300 слов). Они обладают навыками самообслуживания. Иногда пациенты могут усвоить элементарные знания. Обучение они проходят на дому, в специальных школах (8-го вида ) или группах.

Идиотия – глубокая степень. Отмечается тотальное нарушение мышления и речи. Идиоты произносят отдельные звуки и не понимают обращенные к ним слова. Они не владеют навыками самообслуживания, поэтому требуются постоянный уход и наблюдение за ними.

Пациенты не всегда отличают родных от посторонних. Наблюдаются только базальные эмоции – удовольствия/неудовольствия. Неудовольствие выражается в виде криков и агрессии. Отмечается пассивность и вялость, пациенты выполняют стереотипные движения.

Диагноз «олигофрения» выставляют на основании анамнестических сведений, т. е. оценивается течение беременности матери, взросление и развитие ребенка по результатам беседы с пациентом и проведенных исследований. При этом можно выявить нарушения речи больного, определить его словарный запас и способность к абстрактному мышлению.

Для более точной диагностики умственной отсталости и ее степени необходимо обратиться к психологу для прохождения психологических тестов. Наиболее распространенным является тест Векслера, который включает в себя большое количество субтестов. Каждый из них изучает определенную психическую сферу пациента, таким образом можно выявить наличие/отсутствие каких-либо нарушений.

При исследовании мышления больной объясняет переносный смысл метафор или пословиц, определяет последовательность событий, которые изображены на карточках.

Для изучения мнестической сферы (памяти) пациенту предлагают запомнить несколько слов, а затем их воспроизвести. Важно установить причину возникновения патологии.

Для этого пациенту назначаются лабораторные и инструментальные методы исследования, зависящие от симптоматики.

При умственной отсталости показана симптоматическая терапия.

Таким пациентам прописывают витамины и минеральные комплексы, ноотропные препараты (Ноотропил), антигипоксанты и антиоксиданты (Актовегин, Митомин, Карнитин, Эхинохром) и средства для улучшения метаболизма в головном мозге.

При психомоторном возбуждении используют седативные препараты (Персен), при заторможенности – стимуляторы мягкого действия. Лечение и дозировка средств зависит от степени выраженности заболевания и индивидуальных особенностей пациента.

При лечении необходимо обратиться за помощью к психологу, чтобы помочь ребенку в адаптации к коллективу. Это необходимо, поскольку зачастую здоровые дети не принимают умственно отсталых. На этом фоне возникают различные конфликты. Психолог должен работать и с родителями, поскольку после установления такого диагноза они начинают переживать, что влияет на ребенка.

Если у пациента наблюдаются дефекты речи, ему показаны занятия с логопедом. Проводят работу по улучшению навыков самообслуживания. Ребенка направляют в коррекционный класс или школу 8-го типа. Впоследствии больному олигофренией помогают выбрать подходящую специальность и получить необходимые профессиональные навыки.

Источник: https://neurofob.com/mental-behavioural/development/umstvennaya-otstalost.html

Умственная отсталость у детей: причины, симптомы и особенности коррекции

Виды умственной отсталости у детей

Умственная отсталость у детей – это снижение познавательной деятельности, обусловленное патологиями головного мозга и ЦНС. Психика такого ребенка развивается по особому «сценарию», не так, как у других детей.

Происходит полное изменение личностных качеств.

Нарушения сказываются не только на умственных способностях, ребенок отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства, страдает эмоциональная и волевая сфера.

Признаки

Прежде всего стоит отметить, что отставание в интеллектуальном развитии не является заболеванием, от которого можно исцелиться.

Это состояние вызывается необратимыми изменениями коры головного мозга еще на этапе формирования нервной системы в перинатальном периоде.

Основные действия врачей и других специалистов будут направлены на социализацию такого ребенка в обществе и обучению его простейшим навыкам.

Признаки умственной отсталости у детей:

  • низкий уровень познавательной активности. Ребенок попросту не понимает, зачем ему что-то нужно узнавать, а значит и не хочет прилагать усилия в этом направлении;
  • моторика практически не развивается;
  • значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Ребенок не может выстраивать предложения, произносит слова неправильно;
  • отсутствие абстрактного мышления, невозможность выполнить даже самые простые логические операции, мыслительные процессы замедлены или полностью отсутствуют;
  • ребенок играет в самые простые игры, поскольку он способен только подражать окружающим. Труд такой ребенок выбирает очень легкий, поскольку это не требует волевых усилий;
  • настроение может резко колебаться без особых на то причин, возбудимость может быть как достаточно высокой, так и низкой;
  • ребенок воспринимает окружающий его мир со значительными трудностями, он не способен ориентироваться в пространстве. Такие дети не в состоянии понять процесс формирования целого из отдельных частей, не могут определять главное;
  • концентрация внимания отличается непродолжительностью, переключение с одного вида деятельности на другой происходит очень медленно.

Для детей с подобными отклонениями характерна произвольная память, они обычно сосредотачиваются на внешних признаках объекта, нежели на его внутренних особенностях.

Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.

Формы заболевания

Под умственной отсталостью у детей обычно понимают олигофрению. Но также встречается и иная форма этого состояния – деменция. Эти две патологии имеют несколько существенных различий:

  1. Олигофрения является состоянием, которое развивается в период внутриутробного формирование плода или в течение первых 3-х лет жизни ребенка. То есть, такой дефект чаще всего является врожденным. Причинами поражения ЦНС в этом случае могут быть наследственные факторы, родовые травмы, в частности – асфиксия, инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания, а также злоупотребление родителей алкогольными и наркотическими средствами.
  2. Деменция возникает у ребенка после трёх лет. Органическое поражение ЦНС может возникнуть в результате травмирования головного мозга или стать осложнением инфекционного заболевания (менингит и т.д.), также может развиться на фоне шизофрении, эпилепсии и других психических патологий. Приобретенное слабоумие проявляется в снижении интеллекта, но до возникновения дефекта, развитие ребенка обычно соответствует возрастной норме.

Кроме того, сегодня под отставанием в умственном развитии нередко подразумевают низкий интеллект на фоне педагогической и социальной запущенности. В современной же классификации болезней данное состояние описано как расстройство интеллектуального развития.

Отсталость в умственном развитии может различаться не только по времени возникновения. Деление на виды производится, исходя из тяжести поражения ЦНС, а также конкретного места. Традиционно выделяется три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотия.

Однако современная классификация исключает эти названия, поскольку они уже давно вышли за рамки медицинской терминологии и приобрели негативную социальную окраску. Сегодня отставание в интеллектуальном развитии может быть легким, умеренным, тяжелым и глубоким.

Дебильность или легкая форма

При дебильности наблюдаются наименьшее поражение ЦНС, такая форма отсталости является относительно легкой. Дети способны произносить небольшие фразы, они весьма наблюдательны и упрямы, их отличительной чертой является неспособность к обману.

Дебильность может быть нескольких типов:

  • неосложнённая дебильность. Это состояние характеризуется отставанием только в интеллектуальном развитии. Серьезных отклонений в эмоциональной и волевой сфере не наблюдается;
  • с осложнениями в виде нарушения анализаторов. Характеризуется вторичными отклонениями;
  • осложнения в виде нейродинамических нарушений. Патология сопровождается повышенной утомляемостью и плохой координацией, развивается после поражения коры мозговых полушарий;
  • лобная недостаточность, как осложнение дебильности, приводит к тому, что у ребенка становятся вялыми руки. Он вообще не способен ориентироваться в пространстве, а его поведение становится немотивированным;
  • психопатные поведенческие формы приводят к тому, что возникает недоразвитие всех личностных качеств. Это наиболее тяжелая форма патологии.

Дети с дебильностью способны к обучению в обычной школе, но при этом используются вспомогательные программы и специальные методики. В ходе коррекционных и образовательных занятий дети способны научиться считать, писать и читать, а также они усваивают простейшие знания об окружающем мире и приобретают простейшие трудовые навыки.

Умеренная и тяжелая форма или имбецильность

При умеренном поражении головного мозга развивается имбецильность. Этот диагноз подразумевает, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает относительно развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия после длительного обучения.

У имбецилов нарушена поведенческая сфера, внимание довольно неустойчивое. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к ее результатам. Они обычно очень привязаны к своим воспитателям.

Своевременная коррекция при имбецильности позволит детям овладеть такими навыками:

  1. Несложные трудовые операции.
  2. Способность к самообслуживанию, но в меру способностей конкретного ребенка.
  3. Ориентация в быту.
  4. Основы правильного поведения.

В процессе коррекционной работы с такими детьми особе внимание уделяется развитию у них психических функций и познавательной деятельности. Имбецилы признаются недееспособными, процесс их обучения осуществляется в специализированных детских домах.

Глубокая степень или идиотия

Идиотия является наиболее тяжелой формой патологии. Ребенок не в состоянии осмыслить окружающий его мир, речевые функции весьма ограничены. Сильно нарушена координация движений, поведенческие и эмоциональные расстройства, также нарушена моторика. Все желания таких детей направлены лишь на удовлетворение потребностей, обусловленных физиологией человека.

В свою очередь, идиотия делится на три вида:

  • глубокие идиоты, их также могут называть полными и лежачими. У таких детей отсутствуют ощущения, их поведение сродни поведению животных, раздражители могут вызвать неадекватную реакцию. Не способны к самообслуживанию;
  • типичные идиоты имеют более выраженные инстинкты. Для того чтобы иметь возможность удовлетворять свои потребности, такие дети даже могут произносить несколько звуков, но больше этого речь не развивается;
  • речевые идиоты способны произносить некоторые слова, у них присутствует реакция на окружающих людей и мир, но познавательной деятельности у них нет. Особенностью этого состояния является низкая координация и неуверенные движения.

Дети с таким диагнозом признаются недееспособными, они не обучаемы. Усилия специалистов обычно бывают направлены на то, чтобы идиоты смогли приобрести простейшие навык самообслуживания. Процесс коррекции этого состояния производится в условиях специализированных детских интернатов.

Причины

Выше уже упоминались некоторые причины нарушений, которые приводят к отставанию ребенка в интеллектуальном развитии. Это различные травмы и осложнения во время родов, воздействие на плод токсичных веществ или возбудителей инфекционных заболеваний. Однако больше половины случаев обусловлены генетическими причинами.

Некоторые хромосомные аномалии приводят к нарушению дозового баланса генов, также может возникать дисфункция отдельных генов. На сегодняшний день выявлено более 1000 генов, мутации которых могут привести к развитию различных видов отставания в интеллектуальном развитии.

Обучение и воспитание

Способными к обучению являются дети с такой формой задержки интеллектуального развития, как дебильность. Такие дети могут посещать обычные школы, но их обучение ведется по вспомогательным программам.

Но не стоит оценивать их по количеству полученных знаний, намного важнее научить отстающего ребенка навыкам, которые помогут ему в дальнейшем.

Если он будет расти в любви при поддержке близких людей, то он сможет научиться выполнять простейшие трудовые операции, и выполнять их он будет с удовольствием.

Умственная отсталость не излечивается, такие люди на всю жизнь останутся добродушными детьми, которые не умеют врать. Они хорошо обучаются рукоделию, с удовольствием помогают по хозяйству.

Если близкие будут с ними постоянно разговаривать, читать им познавательные книги и показывать развивающие телепередачи, то человек с умственной отсталостью будет развиваться.

Отсутствие такой поддержки приводит к неизбежной деградации и утрате приобретенных навыков.

Источник: https://arbat25.ru/myi-lechim/detskie-napravleniya/umstvennaya-otstalost-u-detej-prichinyi-simptomyi-i-osobennosti-korrekczii

Виды умственной отсталости у детей и особенности развития

Виды умственной отсталости у детей

Умственная отсталость (синонимы: малоумие, олигофрения) – сложное психопатологическое состояние, характеризующееся невозможным развитием интеллекта и связанных с ним качеств жизнедеятельности человека по причине ограничений развития или функционирования центральной нервной системы, чаще – головного мозга. Олигофрения – заболевание зачастую врожденное, однако в некоторых, особо тяжелых случаях, патология может быть вызвана глубоким поражение паренхимы головного мозга вследствие черепно-мозговых травм или сосудистых дисфункций.

Многие современные источники не причисляют особенности детей с умственной отсталостью к группе психопатологических состояний, выделяя место данной патологии в комплексе специфического состояния, которое определяет четкий предел интеллектуальных возможностей.

Другими словами, развитие умственных способностей у ребенка не может преодолеть физиологическую границу, данную ему при рождении.

Однако в сравнении с общепринятыми стандартами развития головного мозга в этом возрасте, умственная отсталость, все же, позиционируется как психопатологическое состояние.

Учитывая подобные условия, а также – неизлечимость заболевания, обеспечить умственно отсталому ребенку качества физиологически здорового интеллекта, к сожалению, невозможно.

Кроме определенного порога разума, для детей-олигофренов крайне сложно организовать обучение и социальную адаптацию, что достигается только специальной системой образования и психотерапии, с обязательным включением в данный процесс родителей.

Различают три степени расстройства, основанных на особенностях детей с умственной отсталостью.

Дети второй и третьей степени причисляются к группе инвалидов детства и состоят на полном пансионе государства.

Первая степень считается самой легкой и для нее рекомендованы специальные коррекционные школы, обучающие программы которых, составлены с учетом ограниченных возможностей обучающихся там детей.

Однако многие родители не желают мириться с таким положением вещей и отдают своего умственно отсталого ребенка в обычные школы, где у них, как правило, возникает масса проблем с успеваемостью и налаживанием социальных контактов среди сверстников и учителей.

С возрастом, первая степень олигофрении теряет свои отличительные качества, что позволяет человеку весьма стандартно организовывать свою личную жизнь и профессиональную деятельность. Стоит отметить, при этом, что ген олигофрении, в большинстве случаев, переходит по наследству, и находит свое отражение, если не первом, то – в последующих поколениях.

Признаки умственной отсталости у детей

Как уже говорилось выше, умственная отсталость разделена на степени, определяющие уровень тяжести отклонений:

  • I степень – дебильность. Составляет подавляющие 75% от общего количества случаев умственной отсталости у детей;
  • II степень – имбецильность. Около 20%;
  • III степень – идиотия. 5% от общего числа расстройств.

Первая степень умственной отсталости — дебильность

Первая степень считается самой легкой, однако дети с подобным уровнем расстройства интеллекта должны обучаться в специальных коррекционных школах. К слову, помещать своего ребенка или нет в условия специализированного обучения – личное дело каждого родителя, которые, по объективным причинам, стараются этого не делать. Хотя принять такое решение сложно, но крайне рекомендовано.

Диагностировать дебильность, как легкую форму олигофрении, несколько затруднительно по причине сглаженной симптоматики болезни. Исходя из чего, термин «олигофрения» не применяется до тех пор, пока ребенку не будет поставлен точный диагноз с описанием этиологических и патогенетических факторов. До этого момента, такое состояние принято называть умственной отсталостью.

В первую очередь, признаки умственной отсталости у детей, в легкой форме, наиболее заметны при попытках получать новые знания и закрепления их в долговременной памяти маленького пациента. Учитывая биологические особенности головного мозга при дебильности, данные явления протекают с затруднениями и явными отличиями.

Детям с легкой формой расстройства доступно обобщение нового материала, однако закрепление происходит на механическом уровне и только через несколько попыток. До школы ребенку свойственны весьма примитивные замыслы в играх, примитивная речь, очень бедный лексикон, имеющий тенденцию к очень медленному расширению.

В период раннего школьного возраста ребенка, как правило, удается успешно обучить базовым навыкам письма, чтения и примитивных манипуляций с числами.

Эмоциональное состояние характеризуется, как стабильное, не требующее особо внимания для его коррекции. Такое условие значительно облегчает условия обучения. При благоприятном стечении обстоятельств и грамотности педагогов коррекционных школ, зачастую удается добиться хорошей усидчивости и прилежности.

Мышлению присущ наглядно-демонстративный характер, так как обобщение и связывание различных характерных особенностей объектов, не доступно. Смысл текстов, прочитанных на занятиях, воспринимается очень слабо, за счет ограниченных объемов краткосрочной памяти и особенностей ее функционирования. Пересказ прочитанного и, тем более, сравнение – невозможны.

Арифметическая работа носит весьма общий, поверхностный характер. До ребенка крайне сложно донести количественное представление числа, поэтому математические расчеты ведутся, как правило, больше на заученном уровне, который ему повторяли множество раз.

Личность ребенка обладает незрелостью, он не способен самостоятельно принимать и анализировать свои решения. Познавательная деятельность и трудоспособность находятся на низком уровне. Инициатива практически всегда отсутствует. Речь бедная, косноязычная.

При грамотном подходе специалистов и отсутствии у пациента дополнительных психологических и психических расстройств, прогноз при дебильности достаточно благоприятен.

В будущем, человек с данной формой олигофрении, способен к довольно производительному труду, не отличающемуся особыми навыками и не требующими умственных нагрузок.

Как правило, это монотонная работа, со стереотипными действиями, которые необходимо повторять в течение рабочего времени, дабы достичь высоких показателей производства. С такими задачами умственно отсталые люди, при легкой форме расстройства, справляются великолепно.

Имбецильность — вторая степень умственной отсталости

Имбецильность является более тяжелым расстройством, что позволяет в достаточной степени точно устанавливать соответствующий диагноз на олигофрению.

Пациенты с такой формой расстройства всегда отвлечены от конкретной темы обсуждения или разговора по причине практически нулевой возможности к концентрированию.

Личные суждения, зачастую не являются таковыми – в преобладающем количестве, они приобретены у окружающих.

Логика в мыслях и вербальных обсуждениях практически отсутствует. Смысл прочитанного кем-то вслух воспринимается очень тяжело и только с наводящими вопросами.

Изучение алфавита, также носит определенные трудности, которые наиболее ярко проявляются в случае созвучных букв или слогов. Арифметические операции возможны только с первым десятком и на уровне целых чисел, таблица умножения запоминается только на механически заученном уровне. Фразы очень короткие, простые. Выражение эмоций и желаний происходит больше на мимическом и вокальном уровнях.

Приспособление к социальным условиям жизни возможно лишь при постоянной поддержке и направлении. Трудовая деятельность ограничена не более чем одним-двумя повторяющимися действиями, механически заученными. Изменение стереотипного повторения действия приводит к состоянию растерянности и ступору. Навыки самообслуживания только элементарные.

Сохранены простые эмоции в виде реакций на похвалу или порицание, стремление помочь в трудной ситуации, душевные сопереживания ближнему или совершенно чужим людям. Кроме того, наблюдаются зачатки самокритики о своей нерасторопности и различии от окружающих.

Состояние имбецильности зачастую сопровождается одним или несколькими патологиями неврологического или психопатологического характера – неврозы черепных нервов, судороги, эпилептические приступы, микро- или гидроцефалии.

Идиотия как форма олигофрении

Идиотия является самой тяжелой формой олигофрении, отражая полный набор ее симптоматики. При данном расстройстве практически отсутствует восприятие собственной личности, мышления об окружающей действительности, по существу какого-либо процесса также не отмечается.

Во время обращения к пациенту необходимо использовать простой набор слов, рекомендательно – в повелительном наклонении с обязательным применением мимики и жестов. Речь у пациента чаще нечленораздельна, выделяются лишь отдельные звуки или слова, грамматически не согласованные. Смысл сказанного, как правило, не воспринимается самим пациентом.

Эмоциональный состав очень скудный и проявляется лишь в момент запросов на требование к приему пищи, изменения физического самочувствия. Часто проявляются патологические влечения – стремление к перееданию, онанизму, сосанию пальцев, жеванию предметов.

Пациенты, на бессознательном, скорее – рефлекторном уровне, склонны привязываться к людям, которые их окружают и проявляют положительные эмоции, ухаживают за ними.

Смена обстановки или спонтанное изменение ситуации всегда вызывает чувство непреодолимого страха или агрессию со склонностью к самоповреждению.

Идиотия всегда сопровождается наличием патологий, связанных с недостаточным функционированием центральной нервной системы – деформации черепа, парезы, параличи, отклонения в анатомических особенностях скелета и так далее.

Логической деятельности и занятия по существу не выражено, навыки самообслуживания отсутствуют.

Источник: http://onevroze.ru/vidy-umstvennoj-otstalosti-u-detej-i-osobennosti-razvitiya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.