Лечение атонически – астатической формы ДЦП

Лечение атонически–астатической формы ДЦП

Лечение атонически – астатической формы ДЦП

Медицинский термин детский церебральный паралич объединяет заболевания связанные с различными двигательными нарушениями, вызванные аномалиями развития головного мозга до рождения.

 Атонически  – астатическая форма детского церебрального паралича возникает при поражении мозжечка и лобных долей головного мозга. Это самая тяжелая форма ДЦП, до недавнего времени считалась практически неизлечимой.

Симптомы атонически–астатической формы ДЦП

Симптомы болезни можно заметить у ребенка уже на первом году жизни.

·       Мышцы малыша расслаблены, тонус очень слабые.

·        Ребенок долго не держит головку, контроль над ее движениями снижен или отсутствует вообще.

·        Хватательный рефлекс в ладошках практически отсутствует.

·       Движения суетливые, нарушена их координация. Прежде чем выполнить какое либо действие, ребенок совершает много лишних движений.

·       Ярко выражен тремор конечностей.

У малыша с таким диагнозом очень поздно развиваются или не развиваются вообще вестибулярные навыки. Ребенок не может самостоятельно сидеть и стоять. Нарушение равновесия может вообще не позволить начать ходить.

Самое раннее время, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть не раньше полутора лет. Паза, при этом, очень неестественная и неустойчивая, колени сильно разведены, выраженный кифоз грудного отдела позвоночника. Более устойчивая посадка туловища наблюдается только в возрасте 4 лет.

Малышу постоянно кажется, что он потеряет равновесие и упадет, из-за этого долго не развиваются манипулятивные навыки кистей (захват предмета, удержание в руке ложки  и возможность поднести ее ко рту, не расплескав содержимое).

Первые попытки самостоятельно стоять или сделать несколько шагов, появляются в 4 летнем возрасте. При этом ребенок может стоять короткое время, держась за опору. Лишенный опоры он сразу падает, а рефлекс равновесия при этом отсутствует.

Ходить такие дети начинают не раньше 7 летнего возраста. Походка у них очень неустойчива, шаги не ритмичные, ноги они широко расставляют, все мышцы сильно напряжены.

Голова и туловище у таких детей совершают много лишних движений, и передвигаться они могут только в пределах квартиры.

Более 80% детей с этой формой заболевания имеют сниженный интеллект. Часто они очень агрессивны, и склонны воспринимать любую ситуацию с негативной стороны. Если поражение коснулось только мозжечка, у детей наблюдается не инициативность, неспособность обучения письму и чтению. Когда поражены и лобные доли, ребенок не может оценивать свое состояние, и очень агрессивны.

Практически половина больных страдает судорогами, атрофией зрительных нервов или косоглазием.

Методы лечения и реабилитации

Лечение таких детей сводится к приему очень дорогостоящих и малоэффективных препаратов. Практически эта форма детского церебрального паралича не лечится. Проводятся реабилитационные мероприятия, курсы массажа и физиотерапии, которые дают очень низкий эффект.

В многочисленных реабилитационных центрах детям проводят массаж, занимаются лечебной гимнастикой, но это тоже не дает реальных результатов.

С образованием специализированных центров иппотерапии по лечению детей с такими проблемами, появилась реальная возможность восстановления при такой форме заболевания.

Лечение иппотерапией

Лошадь самое замечательное животное, которое создано на этом свете. Влияние лошади на больных детей творит чудеса. С каждым днем все внимательнее и глубже изучается возможность лечения самых тяжелых заболеваний с помощью иппотерапии.

Дети с атоническо – астатической формой детского церебрального паралича, занятия с которыми начали на первом году жизни, намного быстрее овладевают двигательными навыками.

Опытные инструкторы и врачи, обучают детей правильной посадке в седле, эти занятия возвращают тонус мышцам, не дают развиться сколиозу, выравнивается положение головы.

После нескольких месяцев занятий, годовалый малыш уже уверенно сидит, может стоять без поддержки. Значительно снижается тремор, ребенок уже не совершает такое количество лишних движений.

Необходимость правильно держать поводья и управлять лошадью, стимулирует развитие моторики, а следственно и умственного развития. Ребенок легче постигает азы грамоты, запоминает простые стихи, обучается письму.

Психологическое воздействие этих благородных животных заметно снижает агрессию детей, снимает чувство страха, помогает им обрести уверенность в себе, и в своих возможностях. Детки становятся более коммуникабельными, начинают общаться со своими сверстниками. В самых благоприятных случаях ребенок даже может посещать детский сад.

Самое важное для родителей, правильно подобрать центр для занятий. Назначать курс иппотерапии должен специалист, а проводить тренировки и следить за ребенком, опытные инструкторы. Перед приемом в центр, ребенка обследуют, для того что бы исключить наличие аллергии на шерсть животных, или другие симптомы, которые могут стать препятствием для занятий. 

Источник: http://ippoterapia.kharkov.ua/poleznaya-informatsiya/41-lechenie-atonicheski-astaticheskoj-formy-dtsp

Лфк при атонически-астатической форме дцп

Лечение атонически – астатической формы ДЦП

› ЛФК для детей

Детский паралич ЦНС или ДЦП формируется на фоне повреждения различных отделов мозга и вызывает расстройство двигательных функций у ребенка. Атоническо астатическую форму ДЦП относят к самым тяжелым разновидностям заболевания.

Сегодня у медиков нет эффективных средств для лечения серьезных нарушений в функционировании детской вегетативной нервной системы, но некоторые методики позволяют уменьшить негативные проявления.

В их число входит и лечебная физкультура.

 Значимость ЛФК при ДЦП

Ценность лечебной физкультуры при ДЦП в том, что она помогает маленьким пациентам развивать и поддерживать в здоровом состоянии не затронутые болезнью участки нервной системы. Благодаря регулярным занятиям ЛФК, у больных детей при разных формах ДЦП происходят следующие положительные изменения:

  1. Нормализуются обмен веществ и кровообращение в поврежденных участках, что приводит к полному или частичному восстановлению нервно-сосудистых и обменных нарушений.
  2. Купируется формирование спаек между нервными оболочками и тканями, к ним прилежащими.
  3. Предотвращается образования новых спаек.
  4. Укрепляется мышечный корсет ребенка.
  5. Улучшаются двигательные координации.
  6. Снижается риск возникновения искривлений позвоночника. Организм укрепляется, повышается степень работоспособности.
  7. Развиваются способности к эмоциональному и психологическому восприятию, улучшаются зрительные и тактильные ощущения, исправляются задержки речевого развития.

 Основы методик

В основные принципы ЛФК при ДЦП, способствующие формированию начальных двигательных навыков, которыми руководствуются врачи, входят:

  • Непрерывность занятий на протяжении всей жизни ребенка;
  • Ступенчатое, без резких скачков, увеличение нагрузок;
  • Индивидуальная работа с каждым пациентом;
  • Применение методик с учетом возраста и состояния ребенка.

 Общие направления программы

В программу ЛФК, разработанную для детей, страдающих церебральным параличом, специалисты включили и физические упражнения, и тренировки дыхания, и работу с мимикой и эмоциями.

С помощью особых движений разрабатываются различные группы мышц: живота, туловища, шеи. Проводится работа с конечностями, направленная на улучшение двигательных способностей ребенка и дающая возможность на восстановление их природных функций.

 Параллельно с ней даются упражнения на укрепление суставов.

В комплекс упражнений при детском параличе включены и такие подвиды лечебной физкультуры, как ходьба, растягивание и лечение положением.

Важно!

Физическая коррекция, как метод лечения при атоническо астатической форме ДЦП невозможна без демонстрационных и словесных пояснений, помогающих выстроить занятия по индивидуальному плану.

Освоение двигательных функций

Будучи инвалидом, ребенок не может сам выполнять упражнения, поэтому все занятия с малышами по ЛФК ведутся с поддержкой врача или родителей.

При выполнении упражнений с инвалидами помощник должен соблюдать особую осторожность и следить за плавным и медленным темпом.

Для повышения двигательных навыков малышу при тяжелых заболеваниях нервной системы необходима гимнастика, состоящая из следующих упражнений:

  1. Малыша сажают на пятки, врач кладет его руки себе на плечи и помогает маленькому пациенту встать на колени.
  2. Встав сзади ребенка, надо взять его подмышки и помочь ему перенести вес с одной ноги на другую. При выполнении упражнения руки пациента разводят в стороны и следят, чтобы вторая нога оторвалась от пола.
  3. Усадив ребенка на корточки, помощник заходит сзади, располагает свои руки на коленях малыша, и начинает медленно наклонять его туловище. Разгиб коленей должен произойти самопроизвольно.
  4. Освоение вставания со стула. Малыша сажают на стул, врач подходит к нему спереди, осторожно прижимает его ступни ногами, и тянет за руки вверх так, чтобы ребенок сам попытался встать.
  5. Тренировка равновесия. Для того чтобы ребенок выполнил это упражнения, у него должно быть два помощника. Малыша надо поставить так, чтобы одну ногу он выдвинул вперед. Мама и папа занимают положение сзади и спереди ребенка и выполняют прямые толчки в грудь и спину.
  6. Освоение шагов. Врач или родитель подтягивают маленького пациента за руку, немного подталкивая его в стороны, тем самым помогая малышу шагнуть.
  7. Упражнение на развитие опороспособности. Ребенка укладывают на спину, ноги должны быть согнуты в коленях, врач плотно прижимает его стопы к полу.

 Развитие мышечной системы живота

Принцип выполнения упражнений на развитие мышц живота при различных видах нарушений мозговой деятельности у детей тот же, что и для обычных тренировок брюшного пресса. Единственное отличие – это наличие помощника. Описание основных позиций:

  1. Взрослый сажает ребенка к себе на колени, и вместе с ним наклоняется вперед, придерживая малыша за таз и колени. В исходное положение маленький пациент должен вернуться сам.
  2. Перевороты. Уложив малыша на спину, надо помочь ему сделать мах любой ногой так, чтобы получился переворот. Если пациент капризничает, верните его в состояние покоя ласковыми словами, и затем продолжите занятие.
  3. Выполнение наклонов вперед сидя на полу. Малыша сажают на пол, ноги должны быть немного раздвинуты. Придерживая его за спину, надо добиться, чтобы ребенок наклонился и достал вытянутыми руками пол.
  4. Прогиб позвоночника лежа на полу. Малыш лежит на спине, ноги и руки вытянуты, помощник подкладывает руку под поясницу и помогает ребенку прогнуться так, чтобы ноги и руки не оторвались от пола.
  5. Полу кувырок или запрокидывание ног. В связи с неполадками в нервной системе и непредсказуемости ее реакции на сильное физическое напряжение, упражнение выполняется под строгим контролем. Пациента укладывают на спину, ноги поднимают вверх и запрокидывают за голову. Задача малыша достать пальцами ног поверхности пола за головой.

Развитие суставов

Проработка суставов необходима для закрепления двигательных способностей конечностей больного. В нее входят:

  1. Сгибание ног помощником при лежании ребенка на спине, ноги должны быть выпрямлены в начале упражнения. Амплитуда движения зависит от степени подготовленности пациента.
  2. Перевернув малыша на бок, надо согнуть ногу, размещенную сверху, и отвести ее в сторону.
  3. Уложив больного на стол так, чтобы его ноги свисали с края стола, врач добивается произвольного разгибания конечностей самим ребенком. Самостоятельные движения приводят к повышению тонуса мышц и усиливают психическую деятельность мозга.
  4. Пружина. Малыша кладут на живот, под тазом располагают валик. Помощник берется за руки пациента и делает несильные рывки.
  5. Сгибание рук. Малыша укладывают на спину, голову его поворачивают вправо или влево. Затем начинают сгибать ту руку, на которую он смотрит, помогая малышу не только разрабатывать мышцы, но и визуально запоминать технику движения.

 Упражнения для мышц тела и шеи

Работа с верхними отделами мышечного корсета способствует развитию осанки и улучшает кровоток в мозгу и шейном отделе. Для помощи больным детям в тренировку включены следующие движения:

  1. Положив больного на спину, надо удерживать его руками за плечи и слегка раскачивать. Затем раскачивания делают с головой, одновременно добиваясь поворотов шеи.
  2. Больной находится на боку, одна рука располагается под головой, вторая вытянута вдоль туловища. Врач легонько толкает малыша в спину или грудь, а тот не должен упасть, сохраняя равновесие.
  3. Голова на шарнире. Малыша сажают на стул, голова опускается вниз. Врач крутит ее в разные стороны. Фиксируя в определенном положении, он отпускает голову так, чтобы она свободно упала на грудь.

Упражнения на дыхание

Упражнения на тренировку дыхания легко осваиваются в домашних условиях. Основные исходные положения – стойка и лежание на спине:

  1. Работая с дыханием ребенка, надо облечь тренировки в игровую форму. Возьмите перо или тонкий лист бумаги, попросите малыша дунуть на них. Хорошо помогает и выдувание мыльных пузырей.
  2. Дыхание по счету. На счет 1, 2, 3 малыш глубоко вдыхает, на 4, 5, 6 выдыхает. В качестве игрового элемента можно выдыхать в тазик с водой.
  3. Произношение звуков на выдохе направлено на всестороннее развитие речевых способностей. Дайте ребенку поиграть со свистком или губной гармошкой, пусть он дует в них, сколько может. Разучивайте с ним песенки.

Гимнастика для бассейна

Плавание очень полезно для малышей с ДЦП, оно помогает им расслабиться и заряжает энергией. Упражнения для бассейна:

  1. Ребенок спускается в бассейн, берется руками за борт. Ноги поочередно отводятся назад (5 раз каждая). Затем делаются разводы ног в стороны 10 раз.
  2. Перевернувшись спиной к бортику, малыш зацепляется за него руками, поднимает вверх ноги и разводит их по сторонам. Проделать так 10 раз.
  3. Уложив больного спиной на воду, надо дать ему ухватиться за бортик. Мама подкладывает руки малышу под спину. Начинается поднимание обеих ног вверх (10 раз), разведение их в стороны (10 раз), перекрещивание ног («ножницы» 10 раз).
  4. Переверните больного на живот, пусть он руками удерживается за борт, а вы поддерживайте его за живот. Делайте попеременное поднятие ног по 5 раз, потом разводы в стороны 10 раз, и сгибание в коленях каждой конечности по 5 раз.
  5. Прижав ребенка спиной к бассейну, попросите его занять сидячее положение. Затем он должен крутить ножками в воде «велосипед».

 Дополнительные тренажеры

Для гармонизации интеллектуального и физического развития деток с ДЦП необходимо использовать специальные тренажеры, которые можно купить или сделать своими руками.

Бугристый коврик отлично подойдет для лечебного массажа и физкультуры, улучшит кровообращение в конечностях. В специализированных аптеках продаются коврики разных размеров: отдельно для ступни, для всего туловища.

Коврик можно положить возле кроватки малыша, чтобы с утра он мог походить по нему.

Для устранения спастики пальцев рук, которая часто наблюдается у больных ДЦП, сшейте мешочек и наполните его крупой (рис, гречка). Такой самодельный эспандер подготовит руки к хватанию и манипулированию предметами. Так вы получите прекрасный эспандер для тренировки кистей. Полезны для конечностей малыша и занятия с прыгунками и ходунками.

Обратите внимание!

Не стоит покупать больному ДЦП пластмассовые ходунки, они неустойчивы и могут навредить ребенку.

Заболевания мозга, развивающиеся у малышей, требует т родителей долготерпения и упорства, чтобы жизнь ребенка была счастливой и насыщенной.

Конечно же, о полном излечении не может быть и речи, но комплексы ЛФК, которые созданы для таких детишек, позволяют достичь многого. Они повышают физические способности детей и облегчают жизнь родителям.

Программы занятий составляются индивидуально но при регулярном их исполнении они обеспечивают общий для всех успех.

— Необычное упражнение для детей с ДЦП

Лфк при атонически-астатической форме дцп Ссылка на основную публикацию

Источник: https://LfkPlus.ru/lfk-dlya-detej/pri-atonicheski-astaticheskoj-forme-dcp.html

Атонически астатическая форма ДЦП — методы лечения и реабилитации

Лечение атонически – астатической формы ДЦП

Атонически-астатическая форма ДЦП проявляется при врожденных патологиях развития лобных долей и мозжечка, относится к наиболее тяжелым и трудно поддающимся лечению видам ДЦП.

Сопровождается сбоями в координации, низким тонусом мышц и прочими двигательными отклонениями. Порядка 9-10 % диагностированных случаев ДЦП приходится на эту форму.

Причины

Чаще всего ДЦП развивается по нескольким причинам, связанным как с течением беременности, так и с процессом родов.

Большая часть нарушений, провоцирующих ДЦП, происходят во время эмбрионального формирования плода и могут быть усугублены нарушениями в процессе родов.

Но причины развития части случаев до сих пор неизвестны.

Наиболее часто ДЦП развивается под влиянием данных факторов:

  • Недостаточное снабжение мозга кислородом (гипоксия). Большая часть случаев развития ДЦП связана именно с этим неблагоприятным фактором. Причины возникновения гипоксии плода: вредные привычки матери (курение, наркомания, употребление алкоголя), сахарный диабет, пониженное содержание гемоглобина, заболевания дыхательной системы (бронхиальная астма, бронхит и другие), патологическое расположение плода во время родов, выпадение пуповины, преждевременное отслаивание плаценты, внутриутробные инфекционные процессы, гормональные сбои. Также гипоксия может развиться из-за отклонений в развитии плода. В результате гипоксии мозг плода не формируется должным образом, особенно отделы, ответственные за двигательную активность.
  • Гемолитическая болезнь плода. Если кровь ребенка и матери несовместимы, развивается это заболевание. Эритроциты плода под действием иммунной системы матери разрушаются, и он не может развиваться полноценно. Возникает тяжелая интоксикация мозга и, если плод выжил, у него остаются множественные нарушения мозговой деятельности.
  • Травмы во время родов. Они могут быть обусловлены узким тазом роженицы, большим размером плода, гидроцефалией, патологическим расположением плода в процессе родов, пожилым возрастом роженицы, костными выростами, переношенной беременностью, преждевременным началом родов, перенесенными травматическими повреждениями зоны таза, затяжными родами, слабыми потугами, удушьем из-за пуповины. Проявления родовых травм могут быть различными, но обычно травма во время родов не является единичной причиной развития ДЦП и лишь усугубляет уже возникшую патологию.
  • Заболевания вирусного, бактериального или неинфекционного происхождения у матери. Способствуют возникновению различных внутриутробных нарушений развития мозга следующие инфекции: коревая краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция, герпес, грипп, сифилис, гепатит и другие. Неинфекционные заболевания и нарушения, такие как сахарный диабет, болезни сердца (пороки, тахикардия, аритмия и прочие), артериальная гипертензия, ожирение, стрессы, болезни щитовидной железы, нервные перенапряжения, анемия также имеют значительное влияние на развитие плода.
  • Прием некоторых медикаментов. Существует обширное количество лекарств, прием которых при беременности запрещен или нежелателен из-за их негативного воздействия на развитие плода. К ним относятся большая часть антибиотиков, антидепрессанты, нестероидные противовоспалительные медикаменты, аспирин, алкалоиды опиума, вакцины, анксиолитики второго поколения, препараты лития, некоторые противоэпилептические медикаменты.
  • Наследственный фактор. Если в семье уже родился ребенок с ДЦП, при повторной беременности риск родить еще одного ребенка с этим заболеванием крайне высок. То же касается и случаев, когда ребенок с ДЦП рождался у близких родственников. Если один из родителей имеет ДЦП, вероятность рождения ребенка с этим заболеванием возрастает в шесть раз.
  • Недоношенность и низкий вес. У недоношенных детей и тех, которые при рождении имели массу ниже 2000 граммов, вероятность возникновения ДЦП намного выше, чем у детей, которые родились на девятом месяце или имели нормальную массу тела. В группе риска также дети при многоплодной беременности.

У детей мужского пола вероятность развития ДЦП выше, и в среднем у них это заболевание протекает в более тяжелой форме.

Ранние проявления

Ранние признаки и симптомы астатической формы  ДЦП можно увидеть еще в начале жизни, и обычно они проявляются не в первые дни после рождения ребенка, а в процессе его развития в первый год.

  • Если потянуть ребенка за руки, его мышцы не напрягаются, он остается пассивен. Голова запрокинута, ноги или согнуты в зоне бедра и приподняты, или находятся в разогнутом состоянии.
  • Когда ребенок лежит на спине, он не стремится двигаться, выглядит вялым. Тонус его мышечной системы крайне сниженный. Мышцы рук работают лучше, чем мышцы ног, и ребенок более активен в верхней части тела.
  • Не протягивает руки к игрушке, наблюдается стереотипная двигательная активность в зоне рук: многократно повторяющиеся движения, не имеющие цели.
  • Сухожильные рефлексы выражены интенсивно.
  • Ребенок не может удерживать голову при вертикальном подвешивании. Начинает удерживать голову только во втором полугодии жизни.
  • Не переворачивается и не может выполнять другие действия (не способен удержать в руке игрушку, плохо контролирует движения).
  • В положении на животе не может держать голову и упираться руками, поэтому долгое время не обучается ползанью. Часть детей начинают передвигаться, опираясь на руки и подтягивая к ним ноги, а у еще части при ползанье не наблюдаются реципрокные движения рук и ног.
  • Долгое время не проявляется интерес к игрушкам (следствие нарушений умственной деятельности).
  • Не способен сидеть без опоры во втором полугодии жизни. Дети начинают сидеть самостоятельно только на втором году, но удерживать равновесие им сложно, поза выглядит неустойчивой.
  • Способность стоять и ходить сформировывается только в 7-9 лет. Ноги широко расставлены, походка шаткая, руки для удержания равновесия не используются. Длительно ходить большинство детей не могут, а при смене обстановки возникают проблемы с движениями.
  • Большая часть детей страдают умственными отклонениями, проявляют агрессию, эмоциональные реакции выражены слабо. У половины детей присутствуют судороги. Также могут наблюдаться косоглазие, глаукома, нистагм.
  • Проявляется интенсивное дрожание конечностей.

Прогноз при атонически-астатической форме ДЦП неблагоприятный.

Осложнения

По мере развития, роста и увеличения двигательной активности могут появляться дополнительные осложнения, усугубляющие заболевание.

  • Судороги. Эпилепсия развивается у половины детей и может проявиться не сразу. Эпилептические припадки негативно влияют на развитие ребенка: прочие симптомы проявляются интенсивнее, ребенок медленнее обучается, методы реабилитации затруднительно применять.
  • Умственная отсталость, проявляющаяся с разной интенсивностью у 90 % детей с данной формой ДЦП, усложняет проведение восстановительного лечения и ухудшает прогноз: большинство детей, став взрослее, не смогут самостоятельно себя обеспечивать и взаимодействовать на достаточном уровне с другими людьми.
  • Ортопедические нарушения. У больных ДЦП из-за слабости мышц развиваются различные искривления позвоночника: лордоз, сколиоз, кифоз. Мышцы работают несогласованно, часто возникают сбои в кровоснабжении ног. Во время роста ребенка ортопедические нарушения прогрессируют.
  • Пищеварительные нарушения. Из-за низкой двигательной активности прогрессируют различные сбои в работе кишечника, чаще всего наблюдаются хронические запоры. Также высока вероятность развития ожирения.
  • Другие осложнения. Могут наблюдаться значительные задержки в физическом развитии, слюнотечение, энурез. Прогрессируют проблемы со зрением и слухом.

Упражнения, регулярная работа со специалистами, массаж и другие реабилитационные методы способны снизить выраженность части осложнений.

на тему

Источник: http://neuro-logia.ru/zabolevaniya/detskij-cerebralnyj-paralich/atonicheski-astaticheskaya-forma-dcp.html

Атонически-астатическая форма ДЦП у детей, симптомы

Лечение атонически – астатической формы ДЦП

Самая частая встречающаяся разновидность ДЦП считается паралич атонической формы, являющейся к тому же и астатической. О чём речь и какие первопричины приводят к этой патологии?

О причинах

При детском параличе церебрального вида во время внутриутробного развития, родовой деятельности матери, либо, когда ребёнок уже родился, повреждается его мозг. Патология проявлена разными формами психических отклонений, нарушением речевой функции, двигательной активности.

Если у роженицы существует патология инфекционной природы, выраженная интоксикация, аллергизация, то высока опасность того, что ребёнок родится с параличом, в частности астатической формы дцп. Инфекционная патология, поражающая головной мозг, провоцирует воспалительные процессы мозговых оболочек, что в свою очередь приведёт к церебральному параличу ребёнка.

Частые инфекционные заболевания обуславливают протекание других опасных процессов аутоиммунного типа, приводящие к церебральной парализации. Деструктивно влиять на головной мозг нерождённого ребёнка способны:

  • Несбалансированный, неправильный режим питания мамы ребёнка.
  • Интоксикационные проявления.
  • Экстрагенитальный характер патологии.
  • Асфиксия, травмы при родах, во время которых повредился позвоночный столб.

Виды ДЦП

Существуют виды детского паралича церебрального характера:

  • Гемиплегический либо гемипаретический вид ДЦП, часто встречающийся. Выражен парезными, параличными проявлениями, охватывающими 50% тела ребёнка. Тонус мышц выборочно высокий. С чувствительностью проблем нет. У большей части пациентов имеются психические отклонения, снижение интеллекта в виде дебильности. Но такой ребёнок способен обучаться, социально адаптироваться, трудиться.
  • При гиперкинетическом виде выражены гиперкинезные проявления с нарушением тонуса мышц, который может быть сниженным либо нормальным в спокойном состоянии. Но активная двигательная деятельность повышает его. Данный тип паралича детей в редких случаях приводит к отклонению интеллекта.
  • Когда у малыша выражен спастический тип диплегии, то наблюдается спастические парезные проявления, как правило, ног. Выражен гипертонус мышц, кистевые суставы подвижны. Из-за поражённых черепных нервных волокон у ребёнка наблюдается косоглазие. Также заметно отклонение в бок языка, сглаженность носогубных складок. С чувствительностью проблем нет, тазовые органы в норме. Имеются психические нарушения, но не такие сильные, какие присутствуют при других видах заболевания.
  • Наличие двойной гемиплегии говорит о поражении верхних с нижними конечностями. Больной человек не способен приучиться к сидению, стоянию, хождению. Психически ребёнок тяжело дебилен, имбецилен либо у него выражен идиотизм.
  • Проявление ДЦП, выражающимся атонически-астатической формой, отличается тем, что мышцы находятся в гипотонусе, двигательная активность сохранена, но она плохо координируема. Такой человек в поздние срока стоит, ходит. Дисфункция речи выражена у 58-61% больных, психические отклонения выявлены в 53-57% случаев.

О атонически-астатическом течении

Когда есть проявление атонической формы имеющегося ДЦП, это говорит о мозжечковом повреждении мозга и его лобных долей.

У пациента ярко выражен гипотонус, проявляющийся в нарушенном балансе как при ходьбе, так и в спокойном положении. Двигательная активность гиперметрична, с нарушенной координацией, руки и ноги дрожат.

Человек не способен находиться в вертикальном положении, держать спокойно голову. Сидение, стояние, ходьба даются с большим трудом, либо не доступны совсем.

Такому больному не только трудно координировать свои движения, эта форма паралича выражена тем, что психическая деятельность с речевой функцией слишком долго развиваются.

У грудничков нелегко различить атонический астатический тип церебрального паралича от атактического вида, так как на данном этапе для них характерен мышечный гипотонус, остальная симптоматика присоединяется позднее.

Как проявляется

Горизонтальное расположение характеризует резкое снижение мышечного тонуса, причём на руках он проявлен сильнее чем на ногах. Малыш рассматривает свои кисти, но ему не интересны детские игрушки из-за заторможенной психики. Удерживание головы и упор на руки затруднены, следовательно, ползание проявится позднее. Двигаться ребёнок будет прыгая, с упором на руки и ноги.

Хватать и манипулировать игрушками малыш сможет гораздо позднее чем обычные дети, причём верхние конечности его дрожат, движения слабо координируемы. Ребёнок слабо мотивируем, ему страшно из-за того, что его устойчивость снижена, активность рук способна нарастать только с течением времени.

Когда ребёнку исполнилось 2 года, ему доступно сидение на стуле, нижние конечности разведены по сторонам. В грудном позвоночном сегменте выражены кифозные изменения. Нормально устойчиво сидеть такому малышу удаётся лишь в четырёх- шестилетнем возрасте, до этого времени ему трудно сидеть из-за отсутствия защитных функций верхних конечностей.

Когда ребёнку исполнилось 4-8 лет, ему доступно недолгое стояние на ногах, если есть на что опереться, причём ноги сильно напряжены. Если малышу не за что удержаться, он упадёт, верхние конечности его не защищают, устойчивость не сохраняется.

Маленький человек способен упасть если его легко толкнуть.

Самостоятельное хождение доступно лишь в семи- девятилетнем возрасте, либо не доступно совсем, причём нижние конечности широко расставлены, походка слабоустойчива, аритмична.

Падения довольно частые, верхние конечности совсем не участвуют в поддержании устойчивости. Преодоление многих километров таким детям недоступно, часто не могут себя обходить из-за дрожания верхних конечностей.

Практически все дети с атонически-астатической формой детского церебрального паралича имеют низкое интеллектуальное развитие, склонны к негативизму, мало эмоциональны, высоко агрессивны.

Половину таких пациентов беспокоят судорожные припадки, непроизвольная колебательная двигательная активность глаз с косоглазием.

Нервные волокна, отвечающие за зрение, находятся в атрофированном состоянии, речевая функция проявлена слабо.

Как лечить

По факту лечение этого вида паралича видимых результатов не приносит, можно проводить только реабилитационные меры.

Терапия включает в себя курс классического массажа, точечного, не лишней будет акупунктура.

Лечение специальной физкультурой с физиотерапевтическими процедурами способно положительно повлиять на состояние больного, но результат минимален. Лечение лекарственными средствами тоже малоэффективно.

Прогноз в отношении овладении двигательных навыков неблагоприятный. Ярко выражены тяжёлые психические отклонения, дети интеллектуально отсталые, учатся для дальнейшей адаптации в специальных заведениях.

Иппотерапия

Лошади являются замечательными представителями животного мира. Они весьма позитивно влияют на больных церебральным параличом атонической астатической формы. Лечение с помощью лошадки давно глубоко исследуется.

Маленький годовалый ребёнок, начавший лечение с помощью лошадки, быстро овладевает умением правильно двигаться. Специалисты с опытом работы в этой области учат таких детей правильно сидеть в седле, что нормализует мышечный тонус, предотвращая сколиозные изменения, выпрямляется голова.

Когда ребёнком приняты месячные курсы иппотерапии, он может сидеть с уверенностью, стояние на ногах возможно не удерживаясь за подручные средства. Дрожание конечностей снежено, ненужные движения совершаются в значительно меньшем объёме.

Управление лошадкой поводьями оказывает стимуляцию на моторику, умственно малыш развивается быстрее, что выражается в запоминании простых стихотворений, письменном обучении.

Лошади, благотворно психологически воздействуя, снижают агрессивность, беспокойство, помогут стать уверенным. У маленьких пациентов повышается коммуникабельность. Самый лучший вариант ─ это посещение обычного детского сада.

Главным для мамы с папой такого малыша является правильный выбор лечебного центра.

Иппотерапевтические курсы назначаются только высококвалифицированным специалистом, тренируют и следят за больным инструкторы, имеющие богатый опыт.

Перед лечением обязательно проверяют маленького пациента на наличие аллергических реакций к лошадиной шерсти, исключают другую патологию, противопоказанной при иппотерапии.

Этот метод лечения ДЦП даёт таким больным маленький шанс стать полноценным человеком.

Источник: http://NashiNervy.ru/tsentralnaya-nervnaya-sistema/lechenie-atonicheski-astaticheskoj-forma-dtsp.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.